Использование возможностей декоративного рисования в развитии изобразительного творчества старших дошкольников в практике работы дошкольных учреждений

 

Подготовила: Самсонова Н.С.

Анализ психолого-педагогической литературы по теоретическим вопросам развития изобразительного творчества старших дошкольников (Н.А. Ветлугина, Л.С.Выготский, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Е.А. Флерина, Т.Я.Шпикалова,  Г.П.Усова, В.А.Силивон и др.), передовой педагогический опыт свидетельствуют о том, что декоративная деятельность оказывает влияние на развитие изобразительного творчества детей.

Овладение умениями и навыками декоративной деятельности имеет большое практическое значение для дальнейшей жизни человека независимо от того, в какой сфере он будет трудиться: развивается глазомер, полнота и достоверность зрительных представлений, чувство цвета, ритма, умение планировать последовательность разных операций и др. Приобщение детей дошкольного возраста к декоративному рисованию  способствует развитию интереса  к искусству, формирует духовные потребности, и, главное, оказывает большое влияние на их  творческий потенциал. Творческая изобразительная деятельность детей предполагает руководство взрослыми особенно на первых стадиях ее развития. Творческий процесс – процесс не спонтанный, он базируется на знаниях, практических навыках и умениях, интересе детей к тому или другому виду деятельности.

В декоративном творчестве, как ни в каком другом виде продуктивной деятельности, дети имеют большие возможности комбинировать цветовые сочетания, элементы декора, ритмическую последовательность в нанесении элементов на поверхность изделий, что способствует созданию нового декора, новых композиций и новых изделий. Именно в декоративном рисовании дети в большей степени могут проявлять изобразительное творчество.

В педагогической литературе большое внимание уделяется методам обучения детей декоративной деятельности.  При обучении детей декоративному рисованию в работе необходимо использовать  разнообразные методы и приемы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Метод наблюдения используется, когда узоры народных мастеров, выполненные по растительным мотивам, включают стилизованные изображения животных, птиц, так как они при всей их стилизованности выражают характерные черты этих животных.

Широко применяется метод обследования, рассматривания образцов народного творчества. Содержанием аналитической его части является выделение элементов, композиции, колорита, то есть тех изобразительных признаков, которые составляют содержание осваиваемых детьми изобразительно-выразительных средств данного вида искусства. Последовательность их выделения  есть последовательность предстоящего рисования. Таким образом, выделяются и называются главные элементы и мотивы узора, их цвет, величина, месторасположение. Затем выделяются и называются другие элементы и мотивы, по степени их значимости в композиции, определяется цвет. Можно уточнить, как выполняется этот элемент или мотив кистью, как его можно изобразить, что в свою очередь способствует развитию творческого воображения и образного мышления.

Особое место  в обучении декоративному рисованию занимает образец педагога. Первые образцы для обучения детей декоративному рисованию были разработаны Е.И. Ковальской. Образцы, в которых в упрощенном виде представлены специфические изобразительно-выразительные средства (элементы, мотивы, композиции) необходимы, так как они наглядно демонстрируют приемы выполнения декоративного рисунка. Общее требование к применению всех стилизованных образцов – это применение их после восприятия подлинных предметов народного творчества и выделение на них всех элементов, мотивов, цветовой гаммы, композиций узора.

Эффективны в обучении детей настольные игры, фланелеграфы, на которых дети могут выкладывать узоры из форм-элементов той или иной росписи. Наглядно-действенный способ освоения, возможность свободного варьирования узора без боязни его испортить обуславливает интерес детей, быстроту и легкость освоения сложных композиционных решений.

Также широко применяется в обучении детей декоративному рисунку показ способов изображения элементов и мотивов, демонстрация способов действия (техники) с кистью. Здесь особенно важны показ и усвоение технических приемов работы с кистью, так как часто кисть надо держать в вертикальном положении, что нелегко дается детям.

Широко используется художественное слово, музыка. Они способствуют созданию у детей положительного эмоционального настроения в процессе овладения декоративным рисованием. 

Методика работы с детьми по обучению декоративному рисованию должна вестись одновременно в двух направлениях:

1. Образовательная работа по материалам народного декоративного искусства.

2. Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях.

Оба направления теснейшим образом взаимосвязаны. Взаимосвязь обусловлена единством цели и задач ознакомления с народным творчеством.

Первоначальный процесс приобщения детей к декоративному искусству можно начать с посещения организованной выставки изделий народных мастеров, где детям сообщаются знания об ассортименте изделий и их функциональном назначении; особенностях, своеобразии узоров (элементы, мотивы, колорит, композиция); технологическом процессе изготовления. Посещение таких выставок должно быть неоднократным, с определенным объемом информации, но предполагающим всякий раз углубление и уточнение знаний. Дополнительно можно рассматривать художественные альбомы, открытки на соответствующие темы, читать искусствоведческую литературу, которая в доступной и интересной форме дает небольшой объем информации об истории художественного промысла, его особенностях. После накопления соответствующих знаний необходимо провести обобщающую беседу по данному виду декоративного искусства.

Освоение детьми декоративных узоров по мотивам народной росписи без специального обучения затруднительно. Необходим комплекс специальных занятий, который базируется на содержании полученных ранее знаний. В основе лежит постепенное усложнение содержания изобразительно-выразительных средств, характера познавательной деятельности, а значит, степени самостоятельности и творчества детей.

Отбор доступных для детей элементов, мотивов  и композиций узора в стиле той или иной народной росписи – одна из проблем методики обучения декоративному рисованию. Композиции узоров должны быть наиболее типичными и доступными детям. Типичные композиции связаны с расположением элементов узора на бумаге разного формата. Особенно тщательно необходимо подходить к цвету, так как он является одним из выразительных средств в декоративном рисовании. Ведь его освоение подчиняется законам колорита определенного искусства, так как для известных традиционных видов народной росписи они определены и типичны. Например в городецкой росписи – сочетание холодных (синий, голубой, белый, черная или белая «оживка») или теплых тонов (бордо, красный, розовый, белый) и зеленые листья. Задача педагога – определить набор элементов, мотивов,  композиций узоров, колорит, соблюдая правило постепенного усложнения. Усложнение программного содержания должно идти по линии определения степени самостоятельности детей и творчества. Это определяется уровнем знаний и умений детей в восприятии и замысливании образа, применении изобразительных способов его воплощения.

Процесс обучения должен предусматривать начальное ознакомление детей со способами изображения, вариативное упражнение в их применении, и, наконец, творческое решение детьми изобразительных задач.

При обучении детей декоративному рисованию на занятиях должен решаться широкий комплекс задач. Например, при обучении детей городецкой росписи:

  • Формирование у детей интереса к городецкой росписи, восхищения красотой и необычайностью узора изделий, эстетичностью оформления, желания узнать как можно больше об этом  виде искусства;
  • Ознакомление детей с истоками творчества городецких мастеров, краткой историей становления этого вида декоративно-прикладного искусства;
  • Поощрение  желания научиться рисовать городецкие узоры. Ознакомление с характерными элементами и мотивами (листья, цветы: «Ромашка», «Бутон»; птицы:  «Фазан», «Петух»; украешки и рамки и др.);
  • Ознакомление с колоритом, типичным для данной росписи, разными видами композиций узоров;
  • Побуждение детей к всматриванию в узоры, обучение последовательности анализа: самые крупные элементы и их месторасположение в общей композиции; особенности того или иного элемента; выделение других элементов, их расположение, особенности; цвет; выразительные приемы - «оживка»; определение композиционного центра в узоре – самого главного элемента, как он выделен (относительной сложностью, величиной, цветом);
  • Обучение детей предварительному замысливанию декоративного узора (анализ исходной формы, на которой будет располагаться узор; определение общей композиции; выбор элементов; определение цветовой гаммы; определение последовательности общего изображения; последовательности изображения одного элемента, например «Ромашки» и т.д.);
  • Формирование обобщенных знаний и умений в декоративном рисовании по данному виду росписи;
  • Развитие способности к творческому созданию образа на основе чувства формы, отбора и своеобразного комбинирования элементов, колорита,  своеобразной композиции;
  • Развитие чувства формы, композиции и способности выполнять узор на любом силуэте;
  • Формирование желания поделиться радостью, удачной работой с другими людьми, желания сделать кому-нибудь подарок, используя свои умения в декоративной деятельности по мотивам городецкой росписи.

Необходимо помнить, что для развития художественного творчества детей в дошкольном учреждении должны быть созданы условия. Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы. Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни и во всех видах деятельности. Другое важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности – организация интересной содержательной среды жизни ребенка в дошкольном учреждении и в семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом для работы фантазии и воображения. Также важным условием является комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность,  работу творческого воображения и образного мышления. И, конечно же, учет индивидуальных особенностей ребенка – одно из основных условий развития изобразительного творчества в процессе обучения.

 

      Литература:

 

  1. Гаруновіч Л.Б. Дэкаратыўная дзейнасць дашкольнікаў. Вучэб. метад. дапам. – Мн.:  Нар. асвета, 1993. – 94 с.: іл.
  2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 1999. – 344 с.