Арт-терапия: история, процесс, материалы

Подготовила: Самсонова Н.С.

 

 Минск, 2008 г.

 

Произведение искусства является формой коммуникации и в историческом контексте служит не только целям эстетического самовыражения, но и практическим целям.

Как для художника, так и для любого другого человека, конечным эффектом творчества является неповторимое переживание борьбы за смысл своей жизни. Творческое произведение является результатом самовыражения глубоко личного характера, включающим как сознательные, так и бессознательные аспекты. Развитие арт-терапии неразрывно связано с характерным для ХХ века взглядом на изобразительное искусство как на средство выражения чувств и потребностей человека, а не характеристик окружающего мира. Это дает человеку неограниченную свободу выбора материалов и различных видов работы с ними, основанную на выборе цвета, линии и формы.

Арт-терапия, как метод, связана с использованием различных художественных материалов и созданием образов, с процессом художественного творчества и реагированием пациента/клиента на созданные им продукты творческой деятельности, отражающие особенности его психического развития, способности, характеристики личности, интересы, проблемы и конфликты (Американская арт-терапевтическая ассоциация, 1998).

Арт-терапия связана с созданием визуальных образов в ходе взаимодействия между автором художественной работы, художественным материалом и терапевтом. Основой арт-терапевтического взаимодействия являются выражение и конденсация неосознаваемого психического материала посредством художественной экспрессии (Британская ассоциация арт-терапевтов, 1989).

Основные цели арт-терапии – самовыражение, расширение субъективного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности (различных ее аспектов и компонентов) и интеграция с внешней реальностью (социальной, этнической, культурной).                         

Юнг: творчество один из основных элементов терапии; первостепенное значение имеет анализ архетипических образов и символов, и их влияния на личную историю человека.

Фрейд: символы представляют утраченные воспоминания и в результате интропсихического процесса проявляются в снах и в художественном творчестве.

Творческое самовыражение посредством обширного набора методов и средств является более символичным чем слова. В процессе творчества актуализируются воспоминания и фантазии, связанные с неосознаваемыми смыслами и содержащими материал менее подвергнутый цензуре. Исключение из процесса символической репрезентации непосредственной конфронтации с эмоционально нагруженным материалом снижает ощущение беспокойства и выраженность защитных реакций.

Термина арт-терапия ввел в употребление в 1938 г. Эдриан Хилл. В дальнейшем термин стал употребляться в широком контексте, характеризуя процесс терапии, восстановления или развития личности разнообразными методами художественного творчества.

С точки зрения психодинамического подхода считается, что в ходе арт-терапии происходит выражение неосознаваемых психических процессов. Фрейд и Юнг оказали идейное влияние на развитие методов анализа и интерпретации художественного материала.

Г. Принцхорн (20-е гг.) исследуя творчество психиатрических пациентов делает вывод о том, что их произведения отражают наиболее интенсивные внутренние конфликты.

Маргарет Наумбург (1958): в ходе арт-терапии происходит символическое выражение, возникающих в подсознании первичных мыслей и переживаний (желания, страхи, конфликты, сновидения, фантазии и воспоминания детства).

Арт-терапия используется как средство общения терапевта с клиентом на символическом уровне. «Я» человека отражается в визуальных образах всякий раз, когда человек лепит, рисует и пр., в особенности, когда это происходит спонтанно.

Ирен Чампернон (1963): наполняющие внутренний мир человека визуальные, телесные образы являются средством коммуникации не только между внешним и внутренним миром, но и между бессознательным и сознанием. Позиция терапевта не директивная, а фасилитирующая, помогающая человеку самому осмыслить бессознательные содержания, проявляющиеся в художественном творчестве.

Подходы в арт-терапии:

- искусство обладает целительным действием само по себе, художественное творчество дает возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты, оно является средством обогащения субъективного опыта, арт-терапия рассматривается как средство развития личности и ее творческого потенциала, основной механизм – сублимация и трансформация (Эдит Крамер, 1958);

- на первом месте – терапевтические цели, творческие цели вторичны, арт-терапия как дополнение к другим терапевтическим методам, выражая содержание собственного внутреннего мира в визуальной форме, человек постепенно движется к их осознанию, основной механизм - трансфер (Маргарет Наумбург, 1966).

Основания метода:

1) художественная деятельность является феноменом с определенной структурой,

2) человек обучается видеть в своей художественной продукции смысл (субъективный, а также продиктованный традицией и культурой),

3) человек дает своей художественной продукции вербальное описание,

4) человек учится определенным образом связывать свою художественную деятельность со своим внутренним опытом.

К основополагающим представлениям арт-терапии можно отнести идею о том, что создание визуальных образов является важным проявлением познавательной деятельности; изобразительное творчество в присутствии специалиста позволяет пациенту установить контакт с ранними (вытесненными) или актуальными переживаниями; что изобразительная продукция способствует отреагированию переживаний, выразить которые с помощью слов бывает непросто, и, наконец, что визуальный образ является средством коммуникации между специалистом и клиентом (группой), и способствует прояснению переноса.

Сферы анализа, т.е. то, что имеет значение при анализе творчества:

- как человек себя выражает – часто больше внимания уделяется явным, а не скрытым аспектам экспрессии, человек не всегда придает значение стилистическим или техническим особенностям своего творчества – это дает дополнительные возможности для арт-терапевтического анализа,

- что выражает – может существовать значительное расхождение между тем, что человек хотел произвести, и тем, что он фактически производит;

- почему именно это и в такой форме – существуют глубинные мотивы творчества, а также то, как сам человек объясняет, почему он создает данное произведение;

- как это воздействует на человека или группу – сказывается личный опыт, настроение, стереотипы, традиции, групповая и личная направленность.

Сферы применения:

1) индивидуальная, групповая, семейная терапия;

2) арт-терапевтические центры при психиатрических клиниках, консультативные, психотерапевтические, социальные центры и специализированные медицинские центры;

3) в общеобразовательных школах, детских садах, в специализированных школах, в домах-интернатах, в центрах детского творчества – работа с детьми с ограниченными способностями к обучению, с задержками развития, с эмоциональными проблемами или живущих в тяжелых социальных условиях, с педагогически и психологически запущенными детьми, с детьми, имеющими нарушения в поведении, личностные нарушения или акцентуации характера, с одаренными детьми, с детьми, проявляющими интерес к художественному творчеству;

4) в оздоровительно-рекреационных и реабилитационных центрах, в пансионатах и домах отдыха со взрослыми и детьми имеющими соматические, психоневрологические патологии и психологические затруднения;

4) с престарелыми людьми (в домах престарелых, в специализированных центрах);

5) с лица страдающими различного рода зависимостями (наркотическая, алкогольная и пр.),

6) в медицинских учреждениях общесоматического и психиатрического профиля.

Проблематика и показания к применению: отсутствие необходимых социальных навыков, пограничные психические расстройства, эмоциональные нарушения (стресс, подавленность, агрессивность, раздражительность, депрессия, страхи и пр.), нарушения самосубъектных и межличностных отношений, нарушения поведения и адаптации, наличие конфликтных ситуаций (в семье, в профессиональной сфере), психологическая диагностика личности, отставание в развитии, нарушения характера (акцентуации), соматические заболевания (рак, СПИД и пр.), экзистенциальные переживания, развитие и наработка профессиональных навыков и качеств, развитие креативного потенциала, развитие человека.

Классификация материалов. Классификация включает две основные группы материалов.

Первую группу составляют основные неструктурированные материалы, не имеющие какой-либо устойчивой формы – как мягкие, пластичные, которые трудно контролировать, так и более сухие, плотные, твердые, которые возможно контролировать: глина, гуашь, акварель, маркеры, пастель, мел и уголь, пластилин, коллаж, карандаши.

Вторую группу составляют материалы, имеющие определенную форму, текстуру и цвет. Свойства данных материалов определяют способы их использования и назначение. Эта группа включает четыре подгруппы:

1) бумага разных типов, предназначенная для художественных работ;

2) использованная бумага или ткань, обои, га зеты, журналы, фотографии, билеты, шерсть, нить и т. д.;

3) определенные предметы или их фрагменты;

4) различные связующие материалы.

Качества разных материалов представляют различные психические свойства и тип переживаний. Реакции клиента на материалы могут определяться как этими качествами, так и цветом материала, его размерами, а также ассоциациями с различными событиями своей жизни.

Неструктурированные пластические материалы:

- естественные и изготовленные вручную, или промышленным способом;

- двухмерные и трехмерные;

- мягкие, влажные, текучие, либо плотные, сухие и допускающие контроль над художественным процессом;

- предполагающие использование инструментов или непосредственную работу руками;

- различающиеся по степени физических усилий, необходимых для работы с материалом;

- различающиеся по затратам времени;

- различающиеся по символическому содержанию;

- различающиеся по типу ассоциированных с ними образов.

Глина: естественный материал, трехмерный, пластичный, предполагающий непосредственную работу руками или использование инструментов; требует определенных физических усилий, разных затрат времени, символизирует тело; стимулирует создание конкретных образов, связанных с телом и его органами.

Гуашь: продукт промышленного производства; двухмерный; пластичный; предполагает использование кистей и других инструментов, а также непосредственную работу руками; требует минимальных усилий и различных затрат времени, активизирует фантазию; смешивается с водой, позволяет закрашивать поверхности и создавать более плотные среды.

Акварель: продукт промышленного производства, включает естественные и синтетические ингредиенты; двухмерный; пластичный; плохо контролируемый; предполагает использование кистей и губки; требует минимальных усилий и различных затрат времени; активизирует фантазию и появление легких, эфемерных образов.

Маркеры: продукт промышленного производства; синтетический; двухмерный; пластичный и контролируемый; материал, являющийся в то же время инструментом; не требует усилий, но может предполагать многочисленные короткие штриховые движения при раскрашивании поверхностей; затраты времени различны; стимулирует создание схематичных, шаблонных образов, активизирует фантазию.

Масляная (восковая) пастель: продукт промышленного производства; двухмерный; пластичный и контролируемый; предполагает непосредственную работу руками, различную степень физических усилий и затрат времени; стимулирует появление разнообразных образов, начиная с легких и воздушных и заканчивая тяжелыми или связанными с телом.

Пастель и уголь: натуральный пигмент или обожженное дерево; двухмерные; пластичные и контролируемые; предполагают мягкость и точность движений, и непосредственую работу руками в ходе рисования и раскрашивания; не требуют усилий; затраты времени различны; способствуют появлению самых различных образов, включая легкие, фантастические и загадочные.

Пластилин: синтетический материал; трехмерный; контролируемый; предполагает высокую точность изображения и непосредственную работу руками; может использоваться для создания двухмерных изображений; требует определенных усилий; затраты времени различны; способствует созданию конкретных, иногда схематичных образов; яркие цвета способствуют активизации фантазии; позволяет изображать любые темы.

Коллаж: сочетает естественные и синтетические материалы; двухмерный и трехмерный; контролируемый; предполагает высокую точность изображения и непосредственную работу руками, связанную с расположением на плоскости и прикреплением к ней, а также использование инструментов вырезания и раскрашивания; не требует усилий, но предполагает затраты времени на организацию композиции исполнение работы; способствует созданию различных образов как интегративного, так и дезинтегративного характера; связан с необходимостью выбора материалов для создания композиции.

Цветные карандаши: материал, сочетающий естественную деревянную оболочку и пигменты, но изготавливается промышленным способом; двухмерный; контролируемый; предполагает высокую точность изображения; не позволяет достигать ярких красочных эффектов; требует непосредственной работы руками; затраты сил невелики, но предполагают множество движений рукой при раскрашивании; позволяет создавать аккуратные, точные, конкретные и фантастические образы.

Простые карандаши: материал изготавливается из дерева и графита; двухмерный; контролируемый; твердый, высокоточный, однако может использоваться для растушевки и стираться; предполагает непосредственную работу руками; не требует усилий, но может предполагать множество движений рукой для раскрашивания; позволяет создавать высокоточные, детализированные образы и делать исправления путем стирания.

Оформленные материалы используемые в арт-терапии:

Бумага: изготовленная промышленным способом бумага может использоваться как, двухмерный материал и при этом прикрепляться с помощью клея или скрепок, либо быть скомкана или свернута, создав при этом трехмерные формы.

Белая бумага для рисования: должна быть плотной; белый цвет в качестве основы для рисования является нейтральным по отношению к большинству других цветов и может иногда восприниматься как метафора света и пустоты; не содержит красителей; все наносимые на нее цвета, смешиваясь, создают более темные оттенки; не пользованные участки могут восприниматься как своеобразные «мертвые зоны», когда они не интегрированы в общую композицию.

Целлофан: прозрачный, блестящий; создает «экран» или «границу» между наблюдателем и тем, что находится за целлофаном; позволяет передавать легкость, воздушность, загадочность, имеет различные оттенки.

Туалетная или оберточная бумага: нежная, полупрозрачная, легко мнущаяся; позволяет передавать слоистость, легкость, воздушность; имеет различные оттенки.

Коричневая бумага: плотная, теплая, «поглощает» различные цвета; служит «средним» цветом, позволяющим создавать на его фоне как более темные, так и более светлые образы.

Цветная бумага: плотная, гибкая; имеет различные оттенки, получаемые путем использования синтетических красителей, которые на свету быстро теряют свою яркость. Хорошо подходит для коллажа и конструирования.

Двухмерные подручные материалы и «отходы производства»: эта подгруппа включает любые материалы, пригодные для использования в художественной работе, начиная с личных и заканчивая найденными предметами.

Использованные билеты, записи, газеты, журналы, марки, оберточная бумага, обои: подобные материалы могут затрагивать темы личного и интимного характера.

Ткань, шерсть, шнур, веревка, нитки: мягкие и пластичные, могут затрагивать темы личного и интимного характера. Выступают в качестве метафор различных качеств самого художника. Крепятся с помощью клея, скрепок, нити или путем пришивания.

Предметы и их детали: в арт-терапевтическом кабинете полезно иметь набор небольших предметов и их деталей. Они могут быть использованы при создании коллажа и ассамбляжа. Все эти предметы имеют определенное содержание, связанное с их прежними функциями, формой, материалами, из которых они изготовлены, следами их изношенности и т.д.

Пуговицы, гвозди, спички, зубочистки и т. д.: все это может также пригодиться для создания коллажей, ассамбляжей и объемных композиций.

Связующие материалы: различные используемые клиентом связующие материалы, количество и способ их использования может свидетельствовать о характере его отношений с психотерапевтом и другими людьми, степени доверия к ним.

Скотч, изолента, скрепки, клей, проволока, цепочки: предметы и материалы могут скрепляться друг с другом и с поверхностью слабо или сильно. Форма скрепления имеет агрессивный (с использованием металла) или мягкий характер.

Иными словами, средства, это все, что можно использовать в целях творческого самовыражения: краски, карандаши, мелки, уголь, глина, пластилин, песок, бумага, фотографии, клей, ножницы, слова, камни, растительные материалы, ткань, и множество другого разнообразного материала, который случайно или специально найден, или оказался под рукой, и который можно обобщить емким словом хлам. Материалом может служить все, что автор (художник) считает возможным и нужным использовать.

Сферы интеграции и распространения: телесно-ориентированная психотерапия, психодрама, пластикодрама, драматерапия, музыкальная терапия, гештальт-терапия, танцевальная терапия, игровая терапия, психоанализ, юнгианский анализ.

http://www.psy-trening.com/art_ter_1.php