Календарь мероприятий

Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Опрос

Вы хотите отдать своего ребенка:
 

Опрос

Как Вы оцениваете подготовку к школе в д/с "Мире образования"?
 

Опрос

Довольны ли Вы качеством услуг для детей в д/с "Мир образования"?
 

Статистика

Сейчас 2151 гостей онлайн


Логопед

В логопедии понятие “общее недоразвитие речи” применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы. При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее появление, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.

В настоящее время никто не сомневается, что логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Логопедическую помощь детям с общим недоразвитием речи начинают оказывать с 3-летнего возраста. Для них создаются специальные группы: вторая младшая группа – для детей 3-4 лет, средняя группа – для детей 4-5 лет и т.д. Система специального обучения детей строится на основе психолого-педагогического подхода, исходным положением которого является рассмотрение речи как деятельности со всеми составляющими ее компонентами.

Воспитание и обучение детей осуществляется в ходе игровой и трудовой деятельности, на разнообразных занятиях в процессе ознакомления их с окружающей действительностью, а также в повседневной жизни.

В речевой группе дети постоянно общаются друг с другом, что создает благоприятные условия для их речевого развития и становления личности, а также для преодоления у них вторичных проявлений, вызванных основным речевым дефектом.

Задачи коррекции речи, воспитания и обучения детей решаются совместными усилиями логопеда и воспитателя, психолога, музыкального работника, педагога по изобразительной деятельности.

Успешное преодоление речевого недоразвития в дошкольном учреждении возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. Тесная взаимосвязь логопеда, воспитателей, музыкального руководителя и других специалистов возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий к ней, определения порядка занятий и задач.

Мною были составлены циклограммы на каждую изучаемую тему для детей средней группы с общим недоразвитием речи III уровня. Цель – создание системы логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, жизни и деятельности детей при тесном взаимодействии логопеда с воспитателями и другими специалистами. Это предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения, закрепления речевых навыков детей как на логопедических занятиях, так и на других занятиях и в повседневной жизни.

Одним из важных вопросов взаимосвязи в работе педагогического коллектива является распространение задач. Важно, чтобы логопед, воспитатель и другие педагоги одновременно, каждый на своем занятии, решали как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи. Таким образом, развитие речи осуществляется в системе и связано с разделами программы. Одним из важнейших условий осуществления тематического принципа отбора материала является концентрированное его изучение детьми с речевым нарушением. Концентрирование, значит, в течение какого-то недлительного времени (одной недели) ежедневно логопед и воспитатель организуют изучение одной темы. Значение этого принципа состоит в том, что обеспечивается многократность повторений одного и того же материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи детьми, так и для ее актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их в коммуникативных целях. Концентрическое расположение материала согласуется с решением как общих задач всестороннего развития детей, так и специфических коррекционных.

В результате такого изучения одной темы на разных занятиях дети хорошо усваивают весь словарь данной темы и активно пользуется им в дальнейшем. Задания воспитателей и педагогов строятся с учетом очередной темы, намеченной логопедом, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. Это нашло отражение в разделе циклограмм – “Цели взаимодействия”. В разделе “Вид занятия” отмечено цели занятий каждого педагога: по математике, физкультуре, развитию речи, аппликации, рисованию, лепке, музыкальному, ритмике.

Как и в массовом детском саду, воспитатели решают общеобразовательные задачи. Наряду с этим воспитатель группы для детей с недоразвитием речи решает коррекционные задачи: формирует положительные навыки речевого поведения, развивает речь и закрепляет навыки пользования доступной активной самостоятельной речью. Воспитатель учит понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы в доступной им словесной форме. Он совершенствует у детей навыки общения друг с другом.

Коррекционно-воспитательную работу воспитатель осуществляет на протяжении всего рабочего дня (на занятиях и вне их) – раздел “Коррекционная работа вне занятий”. Логопед в тесной взаимосвязи с воспитателями работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает лексический материал по темам – раздел циклограмм “Закрепляемый словарь”.

Логопед осуществляет воспитательное воздействие на детей, а также закрепляет их знания и представления, получаемые под руководством воспитателя при наблюдениях за предметами окружающей действительности во время прогулок, экскурсий и т.д.

Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи велико. Наряду с решением основных для этого вида деятельности задач на занятиях изобразительной деятельностью можно успешно осуществлять и развитие речи детей. Деятельность с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Этим определяется ее связь с коррекционным обучением. На этих занятиях детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать, употреблять слова в различных видах деятельности. Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознание речи детьми, так как речь приобретает практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности.

Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при их осуществлении можно создавать проблемные ситуации, способствующие проявлению речевой активности. Проблемные ситуации формирует коммуникативную направленность речи.

Изобразительная деятельность благоприятная для развития речи и тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами.

В группах для детей с нарушением речи на занятиях по изобразительной деятельности наблюдается тесное вплетение в нее игры и речи детей. Дети “дорисовывают” словами то, что не могут изобразить.

В группах с общим недоразвитием речи необходимо специально воспитывать у детей умение воспринимать речь в процессе рисования, а затем и совмещать с речью свою деятельность. Руководство взрослого должно быть направленно не только на обучение рисованию, но и на развитие восприятия, воображения. Рисуя карандашом, красками, лепя из глины, ребенок лучше воспринимает очертание формы, яркость цифровых пятен, если этому помогает слово или различные звукоподражания, связанные с предметом.

Таким образом, изобразительная деятельность оказывает большое влияние на формирование различных сторон речи при аномальном ее развитии. Она решает следующие коррекционные задачи: развитие восприятия речи детьми, развитие речевых средств и речевой коммуникации.

Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий в детском саду "Мир образования" способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей лиц с расстройствами речи, содействует устранению речевого нарушения. Поскольку музыкально-ритмические занятия служат коррекцией речи и личности ребенка, то их программа должна быть согласованна с этапами логопедической работы. Музыкально-ритмическое занятие следующее сразу после логопедического, имеет своей целью закрепление навыков, полученных у логопеда, и развитие двигательной сферы детей путем включения подвижных игр, общеразвивающих упражнений и двигательных упражнений с речью.